Некоторое количество времени, буквально по страничке, между написанием диплома читала Фейхтвангера «Семью Опперман». Не могу сказать, что от книги оказалась в восторге. Может потому, что на настоящий момент мы очень напичканы информацией о первых годах прихода к власти Гитлера, о изуверствах, издевательствах, концентрационных лагерях и уничтожении евреев. Отчего-то не произвели сильного впечатления скупые, пунктирные фразы Фейхвангера, хотя, наверное, возьмись я за нее до «Списка Шиндлера», до просмотра многочисленных программ и выслушивания статистики ощущения и послевкусие книги было бы иным.
Но сейчас я отнюдь не об этом. Буквально на последних страницах «Семьи» споткнулась, «ударилась» о фразу: с вашим благоразумием вы совершенно разучились ненавидеть. Будто иголки под ногти вставили, аж потом холодным прошибло. Я старалась, силилась, вспоминала, но не обнаружила ни в своем окружении, ни в своей памяти ни одного человека, которого бы я ненавидела. Ни одного! Стало страшно.
Я научила себя забывать обиды и гадости, я умею вычеркивать людей из своей жизни, я умею махнуть на них рукой, быть к ним равнодушной, оговариваться фразами от «а мне с ними детей не крестить»; «ну все мы разные, и каждый живет как умеет и знает» до «апохуй», но я никого не ненавижу. Нет, я, конечно, «ненавижу» Тарасову на «Звездах на льду», но это же совсем другая история.
Может я стала слишком благоразумной, рассуждая, что Земля-то круглая, мало ли как бывает, схлестнемся еще, авось пригодится? Не знаю. Это что-то опять про душевную леность современного человека. Нам лень вкладываться в отношения, не только брать, но и отдавать. Ну если с любовью все еще к-т проще, то с ненавистью, тут в принципе только и надо отдавать, ничего не получая взамен. Ненавидеть тяжело, ненависть съедает изнутри, но она, ненависть, как и любовь, - работа.
… помню в детстве я ненавидела. Не помню уже даже точно кого, но ненавидела. Сиюминутно, горячо, страстно. Что случилось?